18

авг 2016

Любовь Воробец: «Учиться никогда не поздно, особенно, когда ты управляющий. Эта профессия очень молодая и требует постоянного обучения, хотя времени иногда и не хватает …»


Любовь Ивановна, почему выбрали работу в сфере управления многоквартирными домами?

Работа в сфере управления многоквартирным домом скорее выбрала меня, чем я ее выбирала. До этого я работала в строительной отрасли, (прим.авт. Любовь Ивановна Воробец является почетным строителем Украины), а в 2007 году мне предложили работу директором ЖЭКа в г. Обухов. В начале своей деятельности были мысли, что работаю здесь временно и со временем вернусь к строительной сфере.

Но так случилось, что, осваивая азы новой профессии, в процессе работы, столкнулась с проблемами: отношение жителей многоэтажного дома к директору ЖЭКа ужасное и недоверчивое, люди все время ссорятся. Мне захотелось привнести изменения в этой сфере. Поэтому, работу построила по принципу, как на строительстве: есть объект, его нужно строить и ремонтировать.

В то время в нашем городе было пять коммунальных предприятий, которые обслуживали 100 домов. Особенно привлекало внимание неэффективное использование средств жильцов дома. Квартплата в то время составляла 99 коп. за м. кв., за эти средства предприятия не могли проводить текущие ремонты.

Я понимала, что без самосовершенствования, постоянного обучения и общения с людьми, которые лучше разбираются в этой сфере, у меня ничего не получится, и ни о каком реформировании не может быть и речи. Нужно будет искать единомышленников, теоретиков, которые уже на практике применяют изменения в сфере ЖКХ.

Obuhiv_photo

Расскажите историю создания ООО «Городской жилищный центр»: когда начали работать, на каких условиях?

Идея создать частное предприятие по обслуживанию многоэтажных зданий окончательно сформировалась после того, как я побывала в 2010 году на семинарах Ассоциации предприятий строительства и жилищно-коммунального хозяйства в Украине. Там состоялось знакомство с людьми, у которых уже были созданы частные компании по предоставлению услуг по содержании и обслуживании многоквартирных домов. Они делились собственным опытом.

Семинары будто открыли глаза, что надежда на изменения все же есть, не нужно сидеть на месте, а необходимо действовать. Приехав из семинаров с новыми знаниями и идеей реорганизации жилищно-коммунальной сферы в городе Обухов, я пошла к мэру Владимиру Александровичу Мельник, который поддержал мои предложения. В то время речь шла только о создании одной компании по обслуживанию домов, о частной компании еще не говорили. С пяти коммунальных предприятий только два поддержало идею преобразований и изменений. Это была я и Ольга Ивановна Товолжанская (она и сейчас со мной работает).

Следующей, нашей совместной поездкой с госпожой Ольгой, с целью обучения, стал город Кременчуг, где на 1200 домов было две большие управляющие компании и несколько маленьких. Мы обратили внимание, что в действующих управляющих компаний была единственная платежка. Затем были поездки в города Славутич, Луцк.

В марте 2011 года нами было зарегистрировано ООО «Городской жилищный центр». Первое, что было сделано — программа «Единая платежка», для того, чтобы у жителей не было на руках по 10 платежек. К сожалению, другие предприятия не поддержали нашу идею, и программа не была введена в городе.

В июне 2011 года, в Обуховский горисполком мы подали предложение, по определению нашего предприятия исполнителем услуг по содержанию и обслуживанию домов. Это предложение было рассмотрено 6 сентября на горисполкоме. На обсуждение нами были подготовлены экономические обоснования, которые бы дали улучшения в предоставлении услуг за счет уменьшения административных расходов, особенно в проведении текущих ремонтов. В то время инженерно-технических работников по всем ЖЭКах было 79 чел., мы рассчитывали, что у нас будет работать — 30 человек.

1 октября 2011 мы приступили к обслуживанию жилого фонда города Обухов, то есть мы начали свою работу с началом отопительного сезона. С нашей стороны это был большой риск, но мы пошли на это, чтобы увидеть в каком состоянии нам достался жилой фонд. Столкнулись с тем, что большинство домов были не готовы к отопительному сезону. Были проблемы и по сетям (много порывов): пришлось работать в аварийном режиме весь отопительный период. По завершению отопительного сезона в 2012 году, совместно с нашими предприятиями теплоснабжения «ПАО Энергия» и КП «Теплотрансбуд», начали и завершили работу по регулированию систем теплоснабжения от обще-узловой котельной до домовых тепловых узлов.

В 2012 г. в г. Обухов состоялся конкурс на управление и содержание жилых домов, в котором предприятие ООО «Городской жилищный центр» приняло участие и победило с сроком исполнения обязанностей — пять лет. При утвержденном тарифе на содержание, была выделена отдельная услуга по управлению, которая составила 15% от общего тарифа. Наше предприятие в Украине это сделало одним из первых. К сожалению, на сегодня, на услугу по управлению многоквартирными домами, не предоставляются льготы и субсидии жителям наших домов. В то же время ОСМД и ЖСК имеют расходы на услугу по управлению в разы больше, но получают все льготы. Эти вопросы должны быть решены на государственном уровне.

Для полноценной и качественной работы по проведению текущих ремонтов, мы получили строительную лицензию и разрешение на обслуживание и проведение ремонтных работ дымовентиляционных каналов. Также, создали строительный участок, в который вошли специалисты многих строительных профессий. Практически все работы мы выполняем собственными силами. На предприятии у нас работает до 150 специалистов различных профессий.

Obuhiv

Как Ваше ООО «Городской жилищный центр» прошло переходной период с принятием закона «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме», и справились ли со всеми вопросами, которые возникли за этот период?

С принятием Закона «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» многие предприятия не совсем ему обрадовались. Люди поняли, что могут потерять работу. В настоящее время ООО «Городской жилищный центр» уже более 4 лет работает по обслуживанию домов. В течение этого периода был выполнен большой комплекс работ, и мы были уверены, что жители Обухова почувствовали улучшения в предоставлении услуг. Поэтому, нашим предприятием была начата работа по проведению собрания, где проводились необходимые разъяснения. Совладельцами многоэтажных домов, принимались решения по избранию формы управления домом. Процедура согласно Закону Украины №417 непростая и занимает очень много времени, но это дает возможность пообщаться почти со всеми совладельцами и донести основную идею этого закона, жилой дом — это дом совладельцев.

На сегодня наша работа продолжается: проводятся собрания, подписываются протоколы, проводятся опросы.

По жилым домам работы очень много. Нам достался жилой фонд, как практически во всех городах Украины: большинство домов имеют «возраст» более 30, 40 лет.

Obuhiv

Что планируете на будущее в контексте реформы?

В процессе реформы хотим остаться работать. Мы не ожидали конкурса, начали сами инициировать собрание жильцов, проводить собрания, совместно выбирать уполномоченных лиц, подписывать протоколы, письма опроса. Решили, что имеем силы и знания. В 80 домов (из ста), где мы уже провели собрание — в 78 получили положительный результат. Сложно работать с домами где были раньше общежития, поскольку сегодня это приватизированные комнаты, где сложно найти владельцев.

Видите угрозы, и с какими проблемными вопросами сталкиваетесь в процессе работы?

Важнейшим вопрос является: как сделать наши дома энергоэффективными, но на это нужно много средств. Мы стараемся следить за всеми новшествами в государстве и будем совместно помогать нашим совладельцам в этой работе. В подтверждение вышесказанного, в 2015 году нами было подано предложение в Обуховский городской совет по установлению «индивидуальных тепловых пунктов» для ​​очень проблемных жилых домов, по теплоснабжению и горячему водоснабжению. В количестве семи домов, предложение было поддержано и включена в титульный список выполнения работ. Эти работы были проведены.

В результате, в марте 2016 года, получено 30% экономии средств за использованную тепловую энергию. Сегодня стоим на позиции, чтобы таких пунктов установить, как можно больше.

Как управляющий, ООО «Городской жилищный цент» не выбирает, этот ли дом «экономически выгодный» или нет, а работает со всеми домами. Нашему обществу сколько лет закрывали глаза на то, каким образом и из каких источников происходило обслуживания их домов. Доверие жителей к управляющим компаниям невелика. Работа в обучении и донесении информации по обслуживанию многоэтажных домов и сотрудничество с совладельцами только начинается. Каждый управляющий и ОСМД сталкиваются с одними и теми же вопросами: непонимание людей, например: «Почему я должен платить? Почему я должен платить так много? Почему я вообще должен это делать?».

Хочу сразу вспомнить одну из проблем — это должники. Как бы это печально ни звучало, но эти люди не уважают ни государство, ни своих соседей, ни те предприятия, которые предоставляют услуги. И этот вопрос нужно решать.

seminar
seminar
seminar

Вы посещали семинары Института муниципального менеджмента. Насколько они были для Вас полезными? По вашему мнению, насколько важным является вопрос профессионального образования и повышения квалификации в сфере управления многоквартирными домами?

Учиться никогда не поздно, особенно когда ты управляющий. Эта профессия очень молодая и требует постоянного обучения, хотя времени иногда и не хватает. Сталкиваясь с реалиями работы в повседневной жизни, не всегда можно найти решение той или иной проблемы, не имея за плечами определенного багажа знаний. Ты как руководитель должен быть образцом, легко выходить из любой ситуации. Нам трудно работать еще и потому, что очень мало на рынке труда специалистов рабочих профессий, которые прошли профаттестацию: сантехников, электриков и т.д.. В наших предприятиях заработная плата на порядок ниже, чем предлагают другие предприятия, а домам нужны профессиональные работники. Ведь только тогда, будут быстро ликвидироваться аварийные ситуации и выполняться текущие работы.

Все, что мы слышим на семинарах, является очень полезным. Мы практики, и нам трудно отследить все, что происходит на законодательном уровне, у нас много ежедневной работы: постоянные проблемы, аварийные ситуации, планы. Приехав на семинар, получаешь ту информацию, которую ты пропустил, решая будничные вопросы. Имея практику и зная то, что происходит на законодательном уровне, мы формируем новое видение.

Семинары института являются практическими и полезными в повседневной работе. Сформированы из тех реалий управления персоналом, которые жизнь нам уже продиктовала. Иногда, прочитав тему, думаешь: «мне это не нужно, здесь не будет ничего интересного», а на самом деле, придя, ты понимаешь, что принял правильное решение. То, что ты услышал — обязательно используешь в своей работе. Все семинары невозможно посетить, но там, где ты видишь тему для совершенствования, ты все бросаешь и едешь на семинар. Советую управляющим учиться, посещать побольше таких семинаров и все ваши начинания будут успешными!